Афоризмы: М. И. Драгомиров
|
Афоризм: |
Рейтинг |
|
|
1889 г. 27 октября. Из приказа 319 генерала Драгомирова: "В некоторых частях дерутся. Прошу помнить, что в дисциплинарном уставе ясно указано, какие на нижних чинов можно налагать взыскания и кроме коих никто иных налагать не смеет
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 1 ] |
|
|
В каком порядке следует образовывать солдата. Так, все занятия с солдатом, по распределению времени соответственно важности предметов обучения, должны быть поставлены в следующем порядке: 1)все, относящееся к воспитанию солдата; 2)стрельба; 3) фехтование; 4) гимнастика; 5)строй
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 3 ] |
|
|
Велика и почетна роль офицера, понимаемая таким образом, и тягость ее не всякому под силу
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -1 ] |
|
|
Великим пособием к развитию надежности в людях мы признаем укоренение в них привычки докладывать об всем, с ними случившемся, прямому начальнику
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 0 ] |
|
|
Военное дело, по выражению генерала Драгомирова, есть дело "больше волевое, чем умовое"...
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 0 ] |
|
|
Воин должен постоянно видеть заботу начальника о его судьбе и в первую очередь о сохранении самой жизни. Гибель всякого солдата, происшедшая от незнания или равнодушия к своему делу начальника, ложится этому последнему на совесть так же, как если бы он уложил этого солдата из собственных рук.
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -3 ] |
|
|
Воспитание солдата должно быть поставлено выше образования и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей.
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -2 ] |
|
|
Все дело в том, чтобы силы и способности, данные человеку природой, не ломая, специализировать в военном направлении
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 5 ] |
|
|
Даже и обороняясь, никогда не думай о том только, чтобы отбиться, но непременно о том, чтобы побить
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -3 ] |
|
|
Два основных раздела обучения. 1)развитие в человеке зачатков долга, самоотвержения и самообладания, вложенных в него природою; 2)передачу ему разных материальных навыков, делающих его более способным к защите и к нанесению вреда врагу. Первому отделу приличествует название воспитание, второму - образование солдата
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 0 ] |
|
|
Дисциплина заключается в том, чтобы вызывать на свет Божий все великое и святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 3 ] |
|
|
Драгомиров писал, что суворовская "Наука побеждать" оставалась непонятой целых 60 лет и была просто забыта. "Я ее разъяснил, да еще, благодаря Суворову, открыл то, что до сих пор остается, к несчастью, непостижимым для большинства военных
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -2 ] |
|
|
Если такую главную роль играет нравственная упругость в военном человеке, то само собой разумеется, что все внимание при мирном образовании войск должно быть устремлено на развитие ее
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 0 ] |
|
|
Если этого нет, наилучший руководитель не только не поможет, но напортит; что толку в том, если он научит, как располагаться для боя, для отдыха, как принимать сторожевые меры, и в то же время задергает, запугает человека? Правда, он ему несколько подготовил, а волю подорвал. Но у запуганного человека и ум, как бы он ни был развит, плохо действует. В нашем деле подобная наука хуже невежества: потому хуже, что успех в военном деле зиждется на воле; ум подсказывает только легчайший путь к успеху
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -2 ] |
|
|
Занятия должно вести так, чтобы сообщить и солдату и начальнику знание того, что придется исполнить в бою, вместе с тем приготовить и духовную их сторону по возможности так, чтобы случайности боя не поражали неожиданностью ни солдата, ни начальника, не заставали их врасплох
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 0 ] |
|
|
Курс солдатского воспитания представляют уставы службы внутренней и гарнизонной. Они должны быть усвоены более основательно и, разумеется, более в их сущности, чем в обрядовой стороне. Значение внутренней службы. Внутренняя служба относится к гарнизонной, как общевоспитательная подготовка - к применению усвоенного воспитанием в данном случае. Стоя в карауле, солдат не только учится служить, но и впервые действительно служит. В отношении к ним все прочие уставы имеют не более как характер учебных инструкций, прохождение которых, по нужде не только может быть ограничено, но иногда даже и совершенно пропущено
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -4 ] |
|
|
Мы придаем этому определению нравственной устойчивости каждого солдата, сверх воспитательного, и другое важное значение: ротный командир, давший себе этот труд, не пожалеет впоследствии, потому что будет иметь на счету кандидатов на все назначения, которые приходится делать в роте.
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -2 ] |
|
|
Относительно масс, безусловно, верно то, что где больше читают, там больше и думают, масса же сильная в мыслительной работе всегда будет бить ту, которая в этой работе слаба
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -1 ] |
|
|
По Драгомирову, офицер-начальник каждого ранга должен удовлетворять следующим условиям: 1)общее знание теории военного дела и, в частности, подробное знание теории и техники, относящейся к тому роду войск, в котором служит; 2)преданность Государю и родине до самоотвержения, дисциплина, вера в нерушимость (святость) приказания, храбрость, решимость безропотно переносить все тягости службы, чувство взаимной выручки; 3)способность ориентироваться в окружающей обстановке; 4)решимость принимать на себя ответственность за свои действия и распоряжения в тех случаях, когда обстоятельства не позволяют ожидать распоряжения свыше; 5)частный почин; 6)привычка представлять себе цель каждого действия; 7)уверенность в необходимости служить делу, а не лицам, общей, а не собственной пользе.
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -5 ] |
|
|
Почему плохо приживается новое? Все это явления старые и совершенно естественные; всякий занимается охотнее тем, что он знает; и всякий считает более важным то, что знает: так уж человек устроен
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 4 ] |
|
|
Приемы воспитания внешние, но укрепляющие духовную сторону солдата суть: сквозные атаки, ученья под артиллерийскими выстрелами и обстреливание
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 1 ] |
|
|
Приучить свою мысль к готовности на смерть составляет условие капитальной важности в военном воспитании; в бою только тот бьет, кто не боится погибнуть; для человека воспитавшего себя таким образом, нет неожиданностей: ибо более того, на что он сам себя обрек, неприятель ничего с ним сделать не может. И только при этом условии выручка своих в бою обращается для человека в высший непререкаемый военный догмат, а дерзость и упорство в достижении цели станут делом естественным
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -2 ] |
|
|
Причина преобладания строя над прочими отделами образования лежит в той же инерции, на которую сделан намек выше и которая сдает только живому примеру, а не писанной бумаге. Было время, когда строй составлял начало и конец воинского образования, поглощал все время и все внимание
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 0 ] |
|
|
Свойства рекрута нашего то, что длинных объяснения и отвлеченностей он не понимает или весьма трудно понимает; сам длинно не говорит; с показа легче учится, чем с рассказа; запоминает легче, чем усваивает
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -4 ] |
|
|
Средство достигнуть этого (воспитания) одно: с первых же шагов службы солдата следить неустанно за тем, чтобы он ничего не делал спустя рукава, т.е. требовать от него безусловно-точного исполнения всего показываемого или объясняемого, не гонясь на первых порах за быстротою и ловкостью исполнения, и проверять его исполнительность именно тогда, когда он менее всего может ожидать поверки
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 2 ] |
|
|
Старайтесь, прежде всего, вкоренять в солдате чувство военного долга и возвысьте его сердце, а остальное придет само собою". "Нужно взывать к возвышенным сторонам человеческой природы и не только не подавлять, а, напротив, укреплять их в солдате
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -1 ] |
|
|
Теория военного искусства не претендует создавать Наполеонов, но она дает знание свойств войск и местности. Она указывает модели, образцы, осуществленные в области войны и, благодаря этому, выравнивает путь тем, кого природа наградила воинскими способностями
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 2 ] |
|
|
Условия, необходимые для обучения. 1)обращать постоянное внимание, чтобы в занятиях с солдатом не терять ни минуты даром, но даже и на какие-либо упражнения, прямо не отвечающие его назначению; 2)расстаться с верою в силу писанных инструкция, не поддержанных личным указанием и настоянием; 3)подумать о том, чтобы методы преподавания были соображены с характером предметов и свойствами нашего рекрута
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ -4 ] |
|
|
Чему и как учить войска. 1)Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное; всякое отступление от этой нормы вредно, 2)Учить солдат боевому делу должно в такой последовательности, чтобы они из самого хода обучения видели цель всякого отдела образования. 3)Учить преимущественно примером
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 3 ] |
|
|
Что требуется от солдата в бою. 1)Чувство долга, доведенное до самоотвержения, или готовность пожертвовать собою для выручки товарищей, неустрашимость, беспрекословное повиновение воле начальника во всем, касающемся службы. 2)Способность выносить тягости и лишения военного времени безропотно и без быстрого истощения сил. 3)Искусное действие своим оружием. 4)Уменье согласовать свои движения и действия с товарищами. 5)Ловкость в преодолении встречаемых на местности преград и уменье пользоваться ими для собственного укрытия от осмотра и выстрелов неприятеля, не лишаясь однакож возможности его видеть и стрелять по нем. Первые два пункта определяют воспитание солдата; последние три - его образование
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 0 ] |
|
|
Чувство долга растет не снизу вверх, а распространяется сверху вниз.
Автор: М. И. Драгомиров
|
[ 0 ] |
|
[назад] [вперед]
|